Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса!
Анализ мифологического аспекта граната обыкновенного
читать дальшеЛат. Punica granutum. Название происходит от латинского слова "punicus" - "пунический", "карфагенский" (ныне - Тунис) в связи с широким распространением растения в этой стране. "Granutum" переводится как зернистый, по наличию большого количества сочных семян в плоде. Долгое время гранат фигурировал под названием "Pornum granatum" - "семенное яблоко" или же "malum granatum" - "зернистое яблоко". В ряде языков до сих пор сохранилась отсылка к представлению о гранате как о яблоке (итальянский - melogranato, melograno, pomo granato, или pomo punico, где melo/pomo – яблоко; немецкий – Granatapfel, где Apfel – яблоко; голландский – granaatappel, где appel – яблоко).
Кстати, иногда считается, что плодом с Дерева Познания Добра и Зла в Раю было вовсе не яблоко, а гранат.
Гранат оставил значительный след в культуре различных народов.
Например, артефакты, содержащие отсылки к гранату, находят в захоронениях, находящихся на территории Древнего Египта и Месопотамии (3 тысячелетие до н. э.), в Древнем Вавилоне считалось, что гранат дарует храбрость перед битвой, изображения граната находят на древнейших персидских и индийских коврах. Во 2 тысячелетии до н.э. растение начали импортировать в Китай.
Благодаря тому, что плод граната содержит множество мелких семечек, его часто ассоциировали с плодородием, циклическим возрождением природы, таинством брака, супружеством с плодовитостью, и, соответственно, с различными божествами, в чьем ведении находилось плодородие. Например, в Древней Греции/ Риме гранат принадлежал Гере (Юноне), Персефоне (Прозерпине), Деметре (Кибеле). Гранат также считался символом чувственной любви и символически был связан с Афродитой (из крови которой, кстати, по одной из легенд и появились первые гранаты), Венерой, Иштар и Астартой. В Китае лопнувший гранат считался пожеланием многочисленного потомства.
Иранский герой Исфандиар сделался неуязвимым, проглотив зернышко граната.
В мировых религиях гранат также играет важную роль. В мусульманстве его употребляли в качестве очистительного средства от зависти и ненависти, он считался символом нравственного очищения и бессмертия. Его плоды употребляли праведники в раю. Буддисты считают гранат одним из благословенных плодов, в гранатовых деревьях сконцентрирована положительная энергия. В христианстве гранат ассоциируется, прежде всего, с церковью и множеством верующих, а красный сок граната - это не что иное, как кровь мучеников, страдавших за веру. Гранат также считается символом Воскресения в руках младенца Христа и в качестве навершия посоха св. Иоанна Крестителя, девственности Богоматери. Также на Кипре имеется икона "Богоматерь с Золотым Гранатом", что, вероятно, можно считать своеобразным наследием, оставшимся с тех времен, когда этот плод принадлежал Афродите.
С гранатом связано несколько народных легенд, например, кавказская легенда о старике, которого не взлюбили три его дочери и всячески унижали отца. По просьбе старика боги превратили его в изящное гранатовое деревце. Есть, конечно же, и легенда о бескорыстной и преданной любви, согласно которой злой дух похитил и унес в далекую пустыню юношу и девушку, только что обручившихся и направлявшихся в святые места. В один из дней после долгих странствий, девушка уснула, а злой дух предложил парню выбор: убить свою любимую и спастись в одиночку, либо же погибнуть вместе. Юноша отказался и убил себя, но не умер, а превратился в гранатовое дерево, плоды которого съела девушка и спаслась. Выбравшись из пустыни она вышла замуж и родила много детей, наказав им везде сажать гранатовые деревья.
Согласно философским представлениям в гранате зафиксирован образ Вселенной - множество миров под одной оболочкой.
Анализ мифологического аспекта шиповника
читать дальшеЛат. Rosa. Русское название растения происходит от несохранившегося прилагательного "шиповьный", образованного от "шип, колючка".
О происхождении шиповника существует несколько легенд. В Древней Греции считалось, что шиповник появился из капелек крови Афродиты, которая бежала через колючие заросли, узнав о смерти Адониса. На Кубани рассказывают о девушке, которую хотели выдать замуж за нелюбимого, и она лишила себя жизни. На месте ее гибели вырос куст шиповника. У христиан есть легенда о появлении колючек шиповника: считалось, что они выросли, чтобы воспрепятствовать Дьяволу вернуться на небо после падения.
У разных народов отношение к шиповнику неоднозначное. Славяне считали его символом любви (иногда с оттенком страдания), молодости, красоты, вплетали цветки в свадебные венки. В Древнем Риме и Древней Греции шиповник считали атрибутом Венеры и Афродиты, но также он принимал участие в похоронных обрядах.
Шиповник считался как защитой от злых сил (например, шипы зашивали в одежду детям от сглаза, прокалывали живот или пятку покойного, чтобы он не стал вампиром, клали на могилу упыря колючую ветку, чтобы тот не смог выбраться - Болгария, Валахия), так и "нечистым" растением, растущим на границе этого и потустороннего мира (например, под сенью шиповника запрещалось спать, его запрещалось ломать и рубить, т.к. в кусте проживали болезни - славяне). Если же необходимо было взять что-то от шиповника, например, ветки для венков, ему приносили дары. В Македонии напротив, шиповник почитался "божьим деревом", к росшему на перекрестке кусту носили подарки, чтобы умилостивить самовил (отсюда название - "самовилски трендафил").
В ряде случаев лекари на шиповник переводили болезни.
В Сербии, Хорватии и Чехии ветки шиповника, воткнутые перед домом или же использовавшиеся в качестве украшения двери считали верным средством, препятствующим вхождению ведьмы в дом. В Хорватии также ветки растения в доме уберегали от чумы. В Польше шиповник защищал от змей скот и людей.
В ряде случаев считалось, что шиповник даровал мир и благополучие тем, кто посадит кусты в своем дворе.
Со своей стороны предположу, что, возможно, шиповник, равно как и другие колючие растения (например, терновник и боярышник), можно считать олицетворением двуипостастной богини (Девы и Старухи).
читать дальшеЛат. Punica granutum. Название происходит от латинского слова "punicus" - "пунический", "карфагенский" (ныне - Тунис) в связи с широким распространением растения в этой стране. "Granutum" переводится как зернистый, по наличию большого количества сочных семян в плоде. Долгое время гранат фигурировал под названием "Pornum granatum" - "семенное яблоко" или же "malum granatum" - "зернистое яблоко". В ряде языков до сих пор сохранилась отсылка к представлению о гранате как о яблоке (итальянский - melogranato, melograno, pomo granato, или pomo punico, где melo/pomo – яблоко; немецкий – Granatapfel, где Apfel – яблоко; голландский – granaatappel, где appel – яблоко).
Кстати, иногда считается, что плодом с Дерева Познания Добра и Зла в Раю было вовсе не яблоко, а гранат.
Гранат оставил значительный след в культуре различных народов.
Например, артефакты, содержащие отсылки к гранату, находят в захоронениях, находящихся на территории Древнего Египта и Месопотамии (3 тысячелетие до н. э.), в Древнем Вавилоне считалось, что гранат дарует храбрость перед битвой, изображения граната находят на древнейших персидских и индийских коврах. Во 2 тысячелетии до н.э. растение начали импортировать в Китай.
Благодаря тому, что плод граната содержит множество мелких семечек, его часто ассоциировали с плодородием, циклическим возрождением природы, таинством брака, супружеством с плодовитостью, и, соответственно, с различными божествами, в чьем ведении находилось плодородие. Например, в Древней Греции/ Риме гранат принадлежал Гере (Юноне), Персефоне (Прозерпине), Деметре (Кибеле). Гранат также считался символом чувственной любви и символически был связан с Афродитой (из крови которой, кстати, по одной из легенд и появились первые гранаты), Венерой, Иштар и Астартой. В Китае лопнувший гранат считался пожеланием многочисленного потомства.
Иранский герой Исфандиар сделался неуязвимым, проглотив зернышко граната.
В мировых религиях гранат также играет важную роль. В мусульманстве его употребляли в качестве очистительного средства от зависти и ненависти, он считался символом нравственного очищения и бессмертия. Его плоды употребляли праведники в раю. Буддисты считают гранат одним из благословенных плодов, в гранатовых деревьях сконцентрирована положительная энергия. В христианстве гранат ассоциируется, прежде всего, с церковью и множеством верующих, а красный сок граната - это не что иное, как кровь мучеников, страдавших за веру. Гранат также считается символом Воскресения в руках младенца Христа и в качестве навершия посоха св. Иоанна Крестителя, девственности Богоматери. Также на Кипре имеется икона "Богоматерь с Золотым Гранатом", что, вероятно, можно считать своеобразным наследием, оставшимся с тех времен, когда этот плод принадлежал Афродите.
С гранатом связано несколько народных легенд, например, кавказская легенда о старике, которого не взлюбили три его дочери и всячески унижали отца. По просьбе старика боги превратили его в изящное гранатовое деревце. Есть, конечно же, и легенда о бескорыстной и преданной любви, согласно которой злой дух похитил и унес в далекую пустыню юношу и девушку, только что обручившихся и направлявшихся в святые места. В один из дней после долгих странствий, девушка уснула, а злой дух предложил парню выбор: убить свою любимую и спастись в одиночку, либо же погибнуть вместе. Юноша отказался и убил себя, но не умер, а превратился в гранатовое дерево, плоды которого съела девушка и спаслась. Выбравшись из пустыни она вышла замуж и родила много детей, наказав им везде сажать гранатовые деревья.
Согласно философским представлениям в гранате зафиксирован образ Вселенной - множество миров под одной оболочкой.
Анализ мифологического аспекта шиповника
читать дальшеЛат. Rosa. Русское название растения происходит от несохранившегося прилагательного "шиповьный", образованного от "шип, колючка".
О происхождении шиповника существует несколько легенд. В Древней Греции считалось, что шиповник появился из капелек крови Афродиты, которая бежала через колючие заросли, узнав о смерти Адониса. На Кубани рассказывают о девушке, которую хотели выдать замуж за нелюбимого, и она лишила себя жизни. На месте ее гибели вырос куст шиповника. У христиан есть легенда о появлении колючек шиповника: считалось, что они выросли, чтобы воспрепятствовать Дьяволу вернуться на небо после падения.
У разных народов отношение к шиповнику неоднозначное. Славяне считали его символом любви (иногда с оттенком страдания), молодости, красоты, вплетали цветки в свадебные венки. В Древнем Риме и Древней Греции шиповник считали атрибутом Венеры и Афродиты, но также он принимал участие в похоронных обрядах.
Шиповник считался как защитой от злых сил (например, шипы зашивали в одежду детям от сглаза, прокалывали живот или пятку покойного, чтобы он не стал вампиром, клали на могилу упыря колючую ветку, чтобы тот не смог выбраться - Болгария, Валахия), так и "нечистым" растением, растущим на границе этого и потустороннего мира (например, под сенью шиповника запрещалось спать, его запрещалось ломать и рубить, т.к. в кусте проживали болезни - славяне). Если же необходимо было взять что-то от шиповника, например, ветки для венков, ему приносили дары. В Македонии напротив, шиповник почитался "божьим деревом", к росшему на перекрестке кусту носили подарки, чтобы умилостивить самовил (отсюда название - "самовилски трендафил").
В ряде случаев лекари на шиповник переводили болезни.
В Сербии, Хорватии и Чехии ветки шиповника, воткнутые перед домом или же использовавшиеся в качестве украшения двери считали верным средством, препятствующим вхождению ведьмы в дом. В Хорватии также ветки растения в доме уберегали от чумы. В Польше шиповник защищал от змей скот и людей.
В ряде случаев считалось, что шиповник даровал мир и благополучие тем, кто посадит кусты в своем дворе.
Со своей стороны предположу, что, возможно, шиповник, равно как и другие колючие растения (например, терновник и боярышник), можно считать олицетворением двуипостастной богини (Девы и Старухи).
@темы: Травоведение
Т.е. бывают и "мужские" плодоносящие деревья? Если да, то есть ли какие-либо признаки?
+Возник такой вопрос, если можно, к какой планете можно отнести синие цветы (например, колокольчики, незабудки, васильки, лаванда), а также растения со множеством мелких, но одноцветных цветков (думала на Меркурий, но у того пёстрость в признаках)?
Мелкие многочисленные цветы зачастую действительно меркурианство, но тут зависит еще и от второстепенных признаков)